Содержание квеста построено на знании справочной, мемуарной и документальной литературы, развития умений и навыков поисковой и аналитико-синтетической обработки информации, умение работать с различными видами информации, формирование информационно-коммуникативных компетенций.
Участники квеста: обучающиеся 9-11 классов.
Условия квеста:
Источниковедческий квест,
посвященный 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.
(9-11 классы)
N п/п
Источниковедческая справка
Вопрос/Задача
Ответ
Первоисточник
Источник публикации
1.
Немецкий военный теоретик XIX века К. фон Клаузевиц утверждал, что война есть продолжение политики другими средствами.
«Это теоретическое положение в настоящее время подвергается критике на том основании, что….»
Продолжить цитату, используя «Словарь философских терминов» (2012).
Это теоретическое положение в настоящее время подвергается критике на том основании, что в ядерной войне не будет ни победителей, ни побежденных. И поэтому бессмысленно проводить политику военными средствами. Однако этот аргумент не очень обоснован, поскольку, во-первых, кроме ядерной войны, есть неядерные войны. Во-вторых, государство-агрессор может использовать ядерное оружие в своих политических интересах. Поэтому надо проводить такую политику, которая исключала бы всякую войну из жизни людей и все спорные вопросы между государствами решала бы только мирным путем.
Словарь философских терминов / науч. ред. В.К. Кузнецов.- М.: ИНФРА-М, 2012.- С. 87. (ст. «Война»)
2.
За последние 5,5 тыс. лет было около 14,5 тыс. больших и малых войн.
Какое количество людей погибло, умерло от эпидемий и голода в ходе этих войн?
Свыше 3,6 млрд. человек
Большой энциклопедический словарь/ гл. ред. А.М. Прохоров.- М., 2002.- С.219. (ст. Война)
3.
Фашизм – это…
Нацизм – это …
Демилитаризация – это…
Используя 2-й том «Новейшего справочника школьника. 5-11 кл.» (М., 2011) дать определение понятиям «Фашизм», «Нацизм», «Демилитаризация»
Фашизм – реакционное политическое течение, возникшее в некоторых странах после Первой мировой воны, с установлением террористической диктатуры и культа насилия, ликвидацией демократических свобод.
Нацизм – идеология, провозглашающая исключительность и превосходство одной нации над другой. Демилитаризация – установление международным договором запрещения какому-либо государству иметь военную промышленность, содержать военные силы, строить оборонные сооружения свыше установленного количества.
Новейший справочник школьника. 5-11 кл. Т.2.-М.: Эксмо, 2011.- С. 321, 323.
4.
В настоящее время исследователи придерживаются следующей периодизации Второй мировой и Великой Отечественной войны. Первый этап (1 сентября 1939 г. – 21 июня 1941 года) – военные действия в Европе.
Обозначить хронологические рамки следующих четырех этапов, опираясь на «Новейший справочник школьника. 5-11 кл.. Т.2» (М., 2011)
Первый этап (1 сентября 1939 г. – 21 июня 1941 года) – военные действия в Европе (оккупация Польши, налеты немецкой авиации на Лондон, присоединение к Берлинскому пакту 1940 г. Болгарии, успешная война Германии против Греции и Югославии, военные действия итальянских войск в Африке).
Второй этап (22 июня 1941 г – ноябрь 1942 г.) – начало Великой Отечественной войны, отступление Красной Армии, битва под Москвой, начало складывания антигитлеровской коалиции, вступление в войну США.
Третий этап (середина ноября 1942 г. – конец 1943 г.) – коренной перелом в войне: завершение Сталинградской битвы, сражение на Курской дуге, успешное наступление англо-американских войск в Африке, капитуляция Италии, Тегеранская конференция «большой тройки».
Четвертый этап (конец 1943 г. – 9 мая 1945 г.) – освобождение стран Центральной и Юго-Восточной Европы от немецко-фашистксих войск, открытие второго фронта в Европе, Ялтинская конференция, капитуляция Германии.
Пятый этап (9 мая – 2 сентября 1945 г.) – военные действия на Дальнем Востоке, вступление в войну против Японии СССР, атомная бомбардировка японских городов Хиросимы и Нагасаки, капитуляция Японии.
Новейший справочник школьника. 5-11 кл. Т.2.-М.: Эксмо, 2011.- С. 320.
5.
Итоги Второй мировой войны.
Что является итогом Второй мировой войны?
Итоги Второй мировой войны. Вторая мировая война была самой масштабной и разрушительной в истории человечества. Только в Европе погибло более 50 млн человек. При этом, в отличие от войны 1914-1918 гг., из-за воздушных бомбардировок и упорных боев, истребления народов, провозглашенных неполноценными, жертвы среди гражданского населения не уступали военным потерям. Наибольшие потери в войне понесли Китай - 35 млн погибших, СССР - около 27 млн. человек, Польша - около 5,6 млн, Югославия - 1,8 млн. В развязавших войну Германии и Японии погибло 6,5 млн и 2,6 млн человек.
Важнейшим итогом войны стало возросшее осознание и народами, и правительствами большинства государств опасности эгоистичной, своекорыстной политики, игнорирующей международно-правовые нормы и обязательства. Разгром держав, развязавших войну, признание их лидеров военными преступниками, осуждение их международными трибуналами впервые в истории создали прецедент персональной ответственности политиков за действия, принесшие смерть и страдания народам.
В послевоенные годы, с обострением отношений между государствами анти- фашистской коалиции, между ними возникли споры относительно того, чей вклад в победу над фашизмом был решающим. В частности, многие советские историки пытались доказать, будто СССР чуть ли не в одиночку разгромил Германию и Японию. В странах Запада игнорировался решающий вклад Советского Союза в победу над Германией.
На советско-германском фронте было разгромлено не менее 2/3 сухопутных сил Германии. В свою очередь, союзники разгромили основные силы Италии, вели бомбардировки территории Германии, которые подрывали ее экономический потенциал. Он оставался весьма значительным даже в конце войны. Вплоть до середины 1944 г. выпуск вооружения, боеприпасов в Германии неуклонно возрастал, ее возможности сопротивления были еще очень велики. Лишь высадка союзников в Нормандии помешала Германии затянуть войну, что привело бы к появлению у нее ядерного оружия. Кроме того, союзники вынесли основную тяжесть войны на Тихом океане, при этом большая часть сухопутных сил Японии была скована Китаем. О роли, которую он сыграл во Второй мировой войне, вообще часто забывают.
Большое значение имели поставки союзников по ленд-лизу. Хотя они составили около 4% общего объема промышленной продукции, выпущенной в СССР, по отдельным видам техники и вооружения их роль была значительной: 13% по самолетам, 7% по танкам, 200% по автомобилям.
Создание ООН. Страны антифашистской коалиции изложили свои взгляды на принципы послевоенного миропорядка в Уставе Организации Объединенных Наций (ООН) - документе, принятом делегациями 50 государств на конференции в Сан-Франциско (апрель-июнь 1945 г.) и отразившем основные идеи Атлантической хартии. Организация Объединенных Наций была призвана обеспечить стабильный мир и международную безопасность. Ее Устав провозглашал следующие принципы: необходимость уважения прав и достоинства человека, равенство малых и больших наций; соблюдение международных обязательств и международно-правовых норм; приверженность участников ООН социальному прогрессу и улучшению условий жизни людей при большей свободе.
Была сделана попытка учесть уроки неудачи деятельности Лиги Наций, которой не удалось
предотвратить Вторую мировую войну. В отличие от Лиги Наций, учредители ООН провозгласили принципы ее Устава универсальными, то есть обязательными для всех государств, в том числе и не являющихся членами ООН. Важнейшим органом ООН стал Совет Безопасности, включивший в качестве постоянных членов крупнейшие государства-учредители этой международной организации - США, СССР, Великобританию и Францию. Любое государство, ставшее жертвой нападения, могло обратиться в Совет Безопасности, наделенный правом принятия мер, вплоть до военных, для пресечения агрессии.
Создание авторитетного, включившего к концу XX в. практически все страны мира органа, к которому любое государство могло апеллировать в случае ущемления ее интересов, угрозы безопасности, имело огромное значение для утверждения правовых основ в международной жизни. В то же время действенность работы ООН зависела от единогласия постоянных членов Совета Безопасности, без которого не могли быть приняты решения о применении санкций, использовании военной силы. Принцип единогласия позволял исключить риск
использования механизмов ООН против одной из великих держав, принадлежащей к лагерю победителей, но при возникновении между ними разногласий, тем более конфликта, влияние ООН резко падало, что и произошло в годы "холодной войны".
Загладин, Н. В. Всеобщая история XX век: Аудио-учебник для 11 кл. (Глава 5. Мировое развитие и международные отношения: 1918–1945 гг.).
6.
4 июля 1941 года Государственный комитет обороны поручил, специально созданной комиссии во главе с Н.А. Вознесенским «выработать военно-хозяйственный план…..»
В чем заключался данный план?
Закончить цитату и указать первоисточник.
4 июля 1941 года Государственный комитет обороны поручил, специально созданной комиссии во главе с Н.А. Вознесенским «выработать военно-хозяйственный план обеспечения обороны страны, имея в виду использование ресурсов и предприятий, существующих на Волге, в Западной Сибири и на Урале, а также ресурсов и предприятий, вывозимых в указанные районы в порядке эвакуации».
Решение партии и правительства по хозяйственным вопросам: сб. док. за 50 лет. Т.3. 1941-1952 гг..- М., 1968.- С.42.
История Второй мировой войны 1939-1945: В 12-и т. Т.4. Фашистская агрессия против России. Крах стратегии «Молниеносной войны».- М., 1975.- Гл. 4.- С. 133.
7.
В годы Великой Отечественной войны прошли изменения в государственной системе и праве СССР.
Перечислить функции чрезвычайных органы власти и управления в годы войны?
Функции:
1. Функции Верховного Совета и СНК передаются ГКО;
2. Создание новых специализированных военных наркоматов;
3. Функции наркома обороны передаются Ставке Верховного главнокомандующего;
4. Функции местных органов власти передаются командованию военных округов.
История государства и права: учебник/отв. ред. И.А. Исаев.- М.: проспект, 2012.- С. 377-378. (Гл. 9, параграф 3).
8.
Академик А.М. Самсонов об этом писателе сказал: «Он … не только военный писатель, но еще и подлинный исследователь. В его вещах – верность высокой исторической правде». Его последняя книга «Глазами человека моего поколения. Размышления о И.В. Сталине»
О ком идет речь?
Приведите цитату М.А. Ульянова об этом человеке.
Константин Симонов.
«Война и Константин Симонов теперь неразрывны в памяти людей – наверное, так будет и для будущих историков нашего времени» (Народный артист СССР М.А. Ульянов).
Симонов, К. Глазами человека моего поколения. Размышления о И.В. Сталине.- М., 1988.
9.
В 1941 году Ставка Верховного Главного Командования издала Приказ о разрушении и сжигании всех населенных пунктов в тылу немецких войск. Текст приказа помещен на вкладке в книге Дмитрия Волкогонова «Триумф и трагедия»: политический портрет И.В. Сталина: В 2 кн. Кн. 2, ч.1 (М., 1989)
Указать номер и дату приказа «вождя»: «…. Сжигать все населенные пункты….»
Приказ № 0428 от 17 ноября 1941 года.
Приказ Ставки Главного Верховного командования № 0428 от 17 ноября 1941 года
Волкогонов, Д. Триумф и трагедия: политический портрет И.В. Сталина: В 2 кн. Кн. 2, ч.1.-М., 1989.-
Вкладка между с. 64-65.
10.
Вспоминая сражения на Курской дуге, маршал Советского Союза А.М. Василевский цитирует приказ Ставки, адресованный командующему Центральным фронтом К.К. Рокоссовскому и командующим Воронежским фронтом Ф.И. Голикову.
Что приказала Ставка в этом документе?
Указать номер архивного документа, на который ссылается А.М. Василевский.
1. Немедленно выдвинуть 21-ю армию в сторону Курска…
2. Оказать всяческое содействие танковой армии Катукова…
Архив МО СССР, ф. 132-А, оп. 2642, д.34, л. 87-88.
Василевский, А.М. Дело всей жизни. Кн. 2.- М.: Политиздат, 1988.- С.8-9.
11.
Маршал Г.К. Жуков в книге «Воспоминания и размышления» (М., 1988), рассказывая о Потсдамской конференции, приводит текст из Декларации о взятии Советским Союзом, США, Англией и Францией верховной власти по управлению Германией на период её оккупации.
Что предусматривала данная Декларация?
Декларация предусматривала:
- полное разоружение всех германских вооруженных сил, включая сухопутные, воздушные, противовоздушные и военно-морские силы, СС, СА, гестапо и все другие силы или вспомогательные организации, имевшие оружие, с передачей оружия союзникам;
- арест всех главных фашистских лидеров и лиц, подозреваемых в военных преступлениях;
- принятие союзниками таких мер по разоружению и демилитаризации германии, которые они сочтут необходимыми для будущего мира и безопасности.
Жуков, Г.К. Воспоминания и размышления. Т. 3.- М., 1988.- С. 296. (Гл. 23. Потсдамская конференция).
12.
8 мая 1945 года подписан Акт о безоговорочной капитуляции фашистской Германии.
Назвать пригород Берлина, где был подписан этот Акт?
Использовать список хронологических дат.
Пригород Берлина - Карлхорст
Великая Отечественная война Советского Союза 1941-1945: краткая история.- М.: Воениздат, 1984.- С.554 (Важные даты).
13.
Существуют различные точки зрения на вклад стран антигитлеровской коалиции в победу над фашизмом.
Приведите высказывание У. Черчиля от 26 марта 1944 года о победе советской армии.
Для ответа на этот вопрос использовать аудиоучебник Н.В. Загладина Всеобщая история XX век.:
Из выступления У. Черчилля, 26 марта 1944 г.:
"Британский народ и народ Америки полны искреннего восхищения победами русской армии <...> Я должен сегодня сказать вам, что наступление русских армий от Сталинграда до Днестра, в ходе которого их авангарды достигли Прута, пройдя за год расстояние в 900 миль, представляет собой главную причину неудач Гитлера. С того времени, когда я последний раз выступал с речью перед вами, захватчики-гунны не только были изгнаны с земель, которые они опустошали, но благодаря, главным образом, доблести русских, их полководческому мастерству из германской армии были выпущены кишки".
Загладин Н. В. Всеобщая история XX век.: Аудиоучебник для 11 кл. (Глава 5. Мировое развитие и международные отношения: 1918–1945 гг.).
14.
Закон о ленд-лизе принят в США в 1941 году.
Найти и дать определение понятия «Ленд-лиз» с экономической точки зрения?
«Ленд-лиз» (давать в займы, брать в аренду) - система передачи взаймы или в аренду вооружения, боеприпасов, стратегического сырья, продовольствия, товаров и услуг станам-союзникам в период второй мировой войны.
Райзберг, Б.А. Современный экономический словарь/ Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева.- М.: ИНФРА-М, 2010.- С.218.
или
Новый экономический словарь/ под ред. А.Н. Азрилияна.- М.: Ин-т новой экономики, 2010.- С. 370.
15.
Многие красноармейцы, уроженцы Пермского края, погибли, сражаясь на полях Великой Отечественной войны и в немецких концлагерях, в т.ч. на территории Калининградской области.
Назовите фамилии пермяков, занесенных в «Книгу Памяти» Калининградской области?
Агапитов Ф.Д.; Азанов С.П.; Азовских К.А.; Акимов А.С.; Аковкин И.И.; Акулов М.В. и др.
Назовем поименно. Т.13. Дополнительный (Сведения о погибших без вести на фронтах Великой Отечественной войны и погибших в немецком плену). - Калининград: Янтарный сказ, 2000.-368 с.